Наибольшее беспокойство из-за перспективы референдума высказывают бизнесмены. В середине февраля Конфедерация британской промышленности (CBI) — крупнейший в стране союз предпринимателей — открыто поддержала сторонников сохранения Великобритании в составе ЕС. «Есть неопровержимая общая выгода в том, чтобы свободно торговать на рынке, объединяющем 500 млн человек, — заявила глава CBI Кэролин Фэйрбэйрн. — И нельзя считать само собой разумеющимися те важнейшие экономические связи, которые объединяют нас, создают рабочие места и помогают инвестициям».
В то же время опрос FT показал, что из 100 корпораций, входящих в лондонский биржевой индекс FTSE, лишь 18 готовы прямо высказаться в пользу сохранения в ЕС. Среди десятки крупнейших (по выручке) компаний индекса таких фирм всего две: Shell и Vodafone. В пятницу к голосам противников выхода из союза присоединилось руководство Standard Life, одной из крупнейших в Британии страховых компаний. Два года назад компания одной из первых пригрозила перенести свою штаб-квартиру из Эдинбурга в случае победы на референдуме сторонников независимости Шотландии.
Еще прошлой весной немецкий Фонд Бертельсманна заявил, что выход королевства из ЕС может «стоить» ему от 0,1% до 0,4% ВВП — в зависимости от того, будет ли это «мягкий» выход (с сохранением доступа к общему рынку) или нет. Сейчас исследование фонда показывает: при самом мирном развитии событий доход Великобритании на душу населения упадет более чем на 5%. В худшем же случае среднестатистический британец обеднеет на четверть. В остальных странах ЕС показатель упадет в среднем на 1–2% при «мягком» и на 3–4% при «жестком» сценариях.
Еще в декабре британский консервативный политик лорд Стюарт Роуз, сторонник сохранения Великобритании в составе ЕС, подсчитал, что выход из общего рынка будет стоить стране £11 млрд ежегодно. Для этого он взял объем импорта из ЕС в 2014 году (£220 млрд), добавив к нему 5% пошлины. При этом британцы могут остаться в зоне свободной торговли, но тогда правительство вынуждено будет прибегнуть к нетарифным методам регулирования (например, госзакупкам), считает Кузнецов. С другой стороны, эксперт согласен с тем, что отток инвестиций, уход штаб-квартир транснациональных корпораций (о такой возможности, например, заявил банк HSBC) и сворачивание торговли могут в сумме нанести гораздо больший урон, нежели подсчитанные лордом Роузом таможенные пошлины.
Рынок финансовых услуг, по данным лоббистской группы TheCityUK, составляет около 12% британского ВВП или около £180 млрд ($260 млрд) ежегодно. Рынок обеспечивает работой 2,1 млн человек и приносит в казну £66 млрд ($95 млрд) налогов. В некоторых его сегментах — например, торговля процентными деривативами или иностранной валютой — британские финансисты являются мировыми лидерами с долей 49% и 41% соответственно. «Признание того, что принцип конкуренции является жизненно важным для ЕС, крайне важно для будущего союза. Поэтому мы рады тому, что призыв премьер-министра к снятию барьеров был услышан», — отозвался на итоги саммита директор TheCityUK Крис Каммингс. В то же время Каммингс заявил, что Сити ждет решения кабинета министров о дате референдума, чтобы «закончить затянувшийся период неопределенности для бизнеса».
Референдум о выходе Британии из Евросоюза состоится 23 июня. На прошлой неделе Лондон заключил с ЕС сделку, подразумевающую особый статус в составе Союза. Великобритания добилась согласия на одно из основных своих требований. Ограничение на четыре года доступа трудовых мигрантов к социальной системе ЕС будет действовать в течение семи лет. Для активизации данного пункта соглашения власти Великобритании должны подтвердить, что социальная система страны испытывает значительное давление. Лондон также получил право по-своему трактовать политические решения ЕС и добился самостоятельности для своих финансовых учреждений.
Мэр Лондона Борис Джонсон накануне заявил, что решил агитировать за выход Великобритании из Евросоюза. По его мнению, ЕС подрывает британский суверенитет, а сделка, о которой договорился премьер-министр Дэвид Кэмерон, не поможет провести необходимые изменения в стране. Джонсон заявил, что Евросоюз является «политическим проектом», который рискует «выйти из-под должного демократического контроля».
В ходе торгов 22 февраля курс британского фунта опускался до $1,41020, потеряв 2,1%. Как сообщает Би-би-си, это крупнейшее дневное падение британской валюты с 2009 года.
Падение фунта последовало за заявлениями мэра Лондона Бориса Джонсона, который высказался в поддержку выхода Великобритании из Евросоюза.
За последние 18 месяцев фунт уже потерял 17% по отношению к доллару, отчасти из-за вопроса о будущем процентной ставки в Великобритании, отмечает Би-би-си. В то время как ФРС США подняла ставку в прошлом году, Банк Англии исключил подобные действия в ближайшее время. В результате фунт стерлингов становится менее привлекательным для инвесторов.
По отношению к евро британская валюта снизилась на 1,02%, до €1,27990 за фунт. «Я не думаю, что инвесторы считают, что выход из ЕС — это хорошо или плохо, но это неопределенность», — отметил Саймон Смит, главный экономист FxPro.
Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/finances/22/02/2016/56cb066a9a79470917142fa7?from=main