Ошибка. Неверный логин или пароль
Авторизация
Авторизован
Личный кабинет
Вход
slg_qr_code
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСАЛТИНГОВАЯ ГРУППА
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСАЛТИНГОВАЯ ГРУППА
SLG  

Автономия (греч. Auto-Nomos; nomos -  «закон») - свобода от внешней власти: «Тот, кто дает себе свой собственный закон».

В моральной и политической философии автономия часто используется в качестве основы для определения моральной ответственности за свои действия. Понятие автономии также встречается в образовании, медицине, психологии и т. д., к которым оно применяется для выработки более точных критериев.

В этих контекстах автономия относится к способности рационального человека принимать обоснованные, непринужденные решения. В медицине уважение автономии пациентов считается обязательным для врачей и других медицинских работников.


Автономия - способность рационального человека принимать обоснованные, непринужденные решения


Одна из самых известных философских теорий автономии была разработана Иммануилом Кантом (1724-1804), который определил ее как способность человека свободно оценивать и одобрять или отвергать моральные принципы в соответствии со своей собственной волей.

Последующие философы разработали более радикальную концепцию автономии как свободы выбора собственных моральных принципов.

В связи с этим возникает фундаментальный вопрос о происхождении автономии. Многие современные философы, по сути, придумали понятие автономии, чтобы освободить людей и сделать их независимыми от Бога. 

Теисты, однако, приписывают автономию Богу, утверждая, что люди, созданные по образу и подобию Божьему, получили ее как божественный дар. Этот вид автономии понимается так, что чем более автономен человек, тем ближе он становится к Богу. Это также обычно побуждает человека заботиться не только о себе, но и о других, даже выходя за пределы себя альтруистически.

Интересно, что это напоминает буддийское понятие «бескорыстной» автономии и дает новое понимание, когда мы переосмысливаем традиционное понятие автономии.

Моральная автономия

Иммануил Кант разработал коррелятивные понятия автономии и гетерономии в контексте морального закона. Автономия относится к способности морального агента свободно и рационально принимать моральную политику.

Кант считал, что моральные принципы человека, внутренний авторитет, который налагает ограничения на то, как этот человек действует, берут свое начало в осуществлении разума.

Людям предлагается выбор из множества возможных принципов, но они отвергают все принципы, которые «не могут согласовываться с собственным принятием волей универсального закона».

Автономные моральные принципы — это законы, которые мы, как разумные существа, даем себе, сознательно отождествляя себя с ними.

Гетерономные принципы — это все те, которые навязываются или предписываются извне, например, моральные требования государства, общества, религии или божества. Гетерономия распространяется на принципы и действия, которые проистекают из какого-либо психологического побуждения или эмоции, такой как зависимость, и подразумевает, что агент пассивен под какой-то командой или принуждением, которое он не инициирует. Согласно Канту, моральная зрелость требует признания автономии. Самоуправление и самоопределение требуют некоторого контроля над желаниями и импульсами, которые мотивируют действия, и этот контроль навязывается разумом.


Автономия - способность человека свободно оценивать и одобрять или отвергать моральные принципы в соответствии со своей собственной волей. (Эммануил Кант)


Кантовская интерпретация автономии включала использование разума для различения, принятия и принятия общих моральных законов.

Более радикальные экзистенциалисты и аналитические философы переработали концепцию автономии, чтобы обозначить полный суверенитет рационального агента над его или ее выбором моральных ценностей. Эти концепции автономии поднимают ряд проблем, в том числе определение того, что представляет собой моральный принцип, степень, в которой моральный агент действительно способен осуществлять свой выбор, и обоснованность самостоятельно построенной моральной системы, которая полностью расходится с обществом.

В возрастной психологии под автономией подразумевается стадия нравственного развития, характеризующаяся способностью личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своей жизни и поведения.

Иногда автономия рассматривается как третий этап морального развития личности после гетерономии (или конвенциональной морали) и аномии (доморального этапа).

В общей психологии быть автономным — значит руководствоваться соображениями, желаниями, условиями и характеристиками, которые не навязываются извне, а являются частью того, что каким-то образом можно считать подлинным «я».

Это подразумевает сознательное намерение действовать определенным образом и брать на себя ответственность за любые последствия этих действий.

Проблема заключается в определении того, что такое «подлинное я».

В рамках теории самоопределения в психологии автономия также относится к «поддержке автономии против контроля», выдвигая гипотезу о том, что социальная среда, поддерживающая автономию, склонна способствовать самоопределяющейся мотивации, здоровому развитию и оптимальному функционированию.

Некоторые расстройства личности, такие как синдром дефицита внимания у взрослых, проявляются в поведении, которое человек рационально одобряет под влиянием расстройства. Если человек получает лечение от расстройства, он больше не одобряет то же поведение.

Попытки определить автономию в контексте личности породили два типа условий, необходимых для автономии:

  • «компетентность»
  •  «подлинность»

Определение компетентности включает в себя способность к различным типам рационального мышления, самоконтролю и отсутствию самообмана или патологических расстройств, которые влияют на восприятие себя.

Условия «подлинности» включают в себя способность размышлять о своих желаниях и сознательно одобрять или отвергать их.

Некоторые мыслители, такие как Гарри Франкфурт, проводят различие между желаниями «первого порядка» и «второго порядка». Желания первого порядка возникают из импульса и эмоции, но автономный человек оценивает эти желания первого порядка, одобряя, отвергая или изменяя их в соответствии со своей волей, а затем действует в соответствии с выбранными и измененными желаниями, которые составляют предпочтения второго порядка.

"Мышление PraktiK". Словарь программы

См. также:

 

Яндекс.Метрика
Напишите нам
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена