Эмпатия – сложный и многообразный механизм, незаменимый в человеческом взаимодействии. Она позволяет со-испытывать (co-feel) и мысленно моделировать то, что другой человек переживает в данный момент. Исследования эмпатии разрозненны и не скоординированы, предлагают разные виды и типологии системы эмпатии; привнося новое в понимание частных областей и аспектов. Пока они не формируют единой картины.
Эмпатию можно рассматривать как способность переживать последствия некоторого опыта, сам опыт при этом не переживая, а лишь наблюдая.
Основные следствия этого механизма – наши способности
Первое помогает в процессе развития и обучения, а второе незаменимо в коммуникации.
Эмпатия является важной составляющей разных когнитивных процессов.
В период раннего развития она позволяет детям учиться через имитацию действий и реакций окружающих.
Важную роль играет этот механизм и в выживании, позволяя нам реагировать на вещи, еще не дошедшие до восприятия (если вы видите, что человек рядом с вами вдруг резко побежал, вашим первым импульсом будет тоже побежать, еще до того, как вы поняли, что случилось и где опасность).
Эмпатия значима при взаимодействии с другими людьми. Для полноценного взаимодействия нам необходимо уметь предсказывать действия других, моделировать их мысли, их позицию, и, наконец, их решения.
Обобщая, можно сказать, что эмпатия является незаменимой системой, позволяющей нам быть социально развитыми и активными. Человеку с нарушениями в эмпатии сложно стать полноценным членом общества, как это видно на примере людей, страдающих некоторыми психоневрологическим заболеваниями, такими как синдром аутизма, синдром Аспергера и др.
Уровни сложности эмпатии
1. Базовый уровень. Имитация. На базовом уровне (т. е. наиболее автоматическом и инициирующем наименее сложную систему процессов) эмпатия представляет собой простую имитацию.
Если говорить точнее, то имитацию можно рассматривать и как вид эмпатии, и как ее составляющий компонент, и как ее эволюционного предшественника (смотря как именно понимать саму эмпатию).
Имитация – это примитивный механизм, филогенетически развившийся очень рано и имеющийся в том числе и у других животных. Иногда ее называют «заражением» (contagion). Имитация не требует осознанности.
Можно сказать, что этот механизм полностью идентичен тому, что производит система зеркальных нейронов (MNS). MNS это класс нейронов, активирующихся и в ситуации, когда человек cам производит действие (или переживает опыт), и когда он наблюдает, как это действие производит кто-то другой.
Этот процесс можно назвать имплицитной имитацией, потому что он не приводит к активным действиям (или переживаниям). Если бы нейронная реакция была сильнее, она бы вызвала активное действие, и тогда имитация стала бы эксплицитной.
Когда мы говорим о зеркальных нейронах, мы говорим исключительно об имитации. Имитация может быть полноценным источником определенного поведения, а может быть одним из компонентов более сложного поведения. Примером к первому случаю будет ситуация, в которой активируется моторная кора мозга, когда мы видим, как кто-то производит действие рукой.
2. Второй уровень сложности. Второй случай ведет нас к следующему уровню сложности эмпатии. Этот уровень охватывает ситуации, когда к имитации присоединяется определенное когнитивное усилие (как уже упоминалось ранее, имитация сама по себе не требует осознанного усилия, она бессознательна и автоматична). Например, имитация может видоизменяться под воздействием когнитивной оценки в зависимости от требований ситуации.
Исследования показали, что моторная система (и MNS в том числе) гибко меняется между имитирующими и комплементарными действиями. Имитирующие действия идентичны наблюдаемому поведению, в то время как комплементарные действия нацелены на взаимодействие (например, дать/взять). В ходе эксперимента при помощи транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) измерялись изменения в кортико-спинальной возбудимости
у испытуемых во время наблюдения за действиями, вызывающими либо имитирующую, либо комплементарную реакцию. Результаты исследования указывают на то, что человек способен предугадать социальное намерение, стоящее за наблюдаемым действием, ориентируясь на ранние кинематические сигналы, сообщающие о необходимости комплементарной реакции.
Другой пример объединения имитации с высшей нервной деятельностью иллюстрируют исследования по распознаванию символических жестов. Фокусом исследования были функциональные различия предполагаемых зон MNS (нижняя лобная извилина, нижняя
теменная долька) и ментализирования (медиальная префронтальная кора, кора задней части поясной извилины, билатеральные височно-теменные узлы).
Используя функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ), авторы показали, как активность в зонах MNS и ментализирования (mentalizing) отличается в зависимости от расовой принадлежности предъявляемой человеческой модели и от того, знаком ли изображаемый символический жест. Согласно авторам исследования, MNS производит автоматическую моторную симуляцию наблюдаемого действия, в то время как ментализирование представляет собой когнитивно сложное, не интуитивное рассуждение и моделирование мыслей и позиций других людей.
MNS задействует уже имеющиеся из прошлого опыта моторные репрезентации, а зоны ментализирования активируются в присутствии новой, неизвестной информации.
Удивительным образом выяснилось, что знакомые жесты, в сравнении с незнакомыми, сильнее активизировали зоны ментализирования, в то время как незнакомые жесты сильнее активизировали зоны MNS.
Более того, наблюдение за человеком идентичной с испытуемым расы сильнее активизировало MNS, в отличие от ситуации наблюдения за человеком чуждой расы.
Данный уровень эмпатии обычно подразумевает необходимость строить рассуждения по поводу объекта взаимодействия в тех случаях, когда простой имитации уже недостаточно, чтобы распознать ситуацию и включиться в нее.
3. Высший уровень. Поднимаясь далее по уровням, мы переходим ко все более сложным, высшим формам когнитивных усилий. Например, принятие чужой позиции (perspective-taking), т. е. способность поставить себя на место другого (и в пространственном, и в ментальном смыслах),требует осознанного усилия и, более того, временного ограничения собственной позиции.
Наиболее сложное проявление эмпатии присутствует в рассуждении (inference). Этот процесс также можно назвать мышлением, когнитивной эмпатией (cognitive empathy), когнитивным принятием чужой позиции (cognitive perspective-taking), моделированием сознания. Рассуждение подразумевает понимание, но не требует со-испытывания. Так как многие путают «эмпатию» и «симпатию», стоит заметить, что хоть симпатия и сочувствие и базируются на нашей способности к эмпатии, но они представляют собой варианты просоциального поведения,
реагирования на эмоциональные нужды другого, в то время как эмпатия «в чистом виде» – это механизм восприятия и познания внешнего мира. (Источник)
"Мышление PraktiK". Словарь программы
См. также: