Беспристрастность

ИЗБАВИТЬСЯ от предвзятого отношения к чему-либо — большое достижение. Предубеждения создают на пути человека — к здоровью, успеху, счастью и процветанию — всевозможные препятствия, потому что постоянно направляют его внимание против воображаемых врагов, которые, если бы он отбросил предубеждения, оказались бы его друзьями. Для человека, полного предубеждений, жизнь — это бег с препятствиями, в котором препятствия невозможно преодолеть, а поставленную цель нельзя достигнуть; в то время как для беспристрастного человека жизнь — это путь в чудесную страну, во время которого у него всегда есть возможность отдохнуть и восстановить свои силы.

Чтобы научиться беспристрастности, человек должен избавиться от врожденного эгоцентризма, который мешает ему смотреть на все с иной точки зрения, кроме своей собственной. Да, это трудная, но благородная цель, И хорошо бы было начать двигаться к ней прямо сейчас, даже если не удастся ее достигнуть. Истина может «сдвинуть с места горы», а предубеждение — это что-то вроде ментальных гор, за которыми человек, полный предубеждений, ничего не может увидеть и поэтому не верит, что за ними что-то есть. Однако, если бы он сдвинул эти горы, перед ним открылась бы великолепная картина гармоничного сочетания света и тени, красок и оттенков, радующих глаз.

Сколько радостей в жизни упускает предубежденный человек, сколько потенциальных друзей теряет, сколько разрушает возможностей для счастья, и какие перспективы закрывает для себя! Все это так, но тем не менее редко кто бывает свободен от предубеждений. Мало есть людей, которые не судили бы предвзято о том, что затрагивает их личные интересы. Редко встретишь человека, который беспристрастно обсуждал бы касающийся его вопрос и рассматривал его под разными углами, учитывая все факты и свидетельства «за» и «против», чтобы выявить истину. Каждый человек имеет свою личную точку зрения и упорно ее придерживается. Он не ищет истины, потому что заранее убежден, что его собственное заключение и есть истина, а все прочие — ошибаются. Он защищает свою точку зрения и жаждет оказаться победителем. Причем он не старается доказать истинность спорного вопроса, спокойно приводя факты и свидетельства, а просто отстаивает свою позицию, горячась и нервничая.

Предубеждение заставляет человека приходить к выводам, часто необоснованным, которые невозможно подтвердить какими-либо знаниями или фактами, при этом он отказывается рассматривать то, что не соответствует его точке зрения. И таким образом предубеждение становится непреодолимым барьером на пути к истине. Это ограничивает мировоззрение человека, держит  его в темноте и невежестве и не дает разуму развиваться в прогрессивном направлении. Мало того, это препятствует общению с умными людьми, и такой человек замыкается в скорлупе собственного эгоизма.

 Предубеждение мешает проникновению в разум нового света, восприятию истинной красоты мира, не дает услышать божественную музыку гармонии мироздания. Такой человек цепко держится только за свое узкое, поверхностное, банальное мнение и считает его наиболее правильным. Он высоко ценит собственную точку зрения (что является просто одним из проявлений себялюбия) и считает, что все должны соглашаться с ним, а тех, у кого иной взгляд на вещи, называет дураками; он ценит суждения только тех, кто во всем с ним соглашается. У такого человека не может быть настоящих знаний, он никогда не сможет постичь истину. Он ограничил свой мир узкой сферой собственных суждений (то есть иллюзий, которыми он сам себя тешит), не имеющих ничего общего с реальностью. Самовлюбленность мешает ему увидеть самые очевидные факты, в то время как его собственные теории (обычно недостаточно обоснованные) полностью завладевают его разумом. Он наивно воображает, что на все есть только одна точка зрения — его собственная. На самом же деле у всего есть по меньшей мере две стороны, и истину находит тот, кто старательно, не отдавая предпочтение какой-то одной точке зрения, изучает все стороны вопроса.

 Разногласия и споры по большей части похожи на препирательства двух адвокатов, защищающих каждый свою сторону в одном судебном процессе. Адвокат со стороны обвинения сообщает все факты, которые доказывают правоту его подзащитного, в то время как адвокат со стороны защиты предоставляет все факты, поддерживающие его точку зрения; и каждый преуменьшает, или игнорирует, или старается опровергнуть утверждения противной стороны. А судья в данном случае играет роль беспристрастного мыслителя: он выслушивает показания обеих сторон, сравнивает факты и обдумывает полученную информацию, чтобы в итоге сформировать беспристрастное суждение и вынести справедливое решение.

 Я не хочу сказать, что эта разделенность во мнениях является чем-то плохим. Просто, как и во всех других случаях, где присутствуют крайние суждения, природа сглаживает конфликты противоборствующих сторон, приводя все к совершенному равновесию. Более того, противоборство мнений можно рассматривать как один из факторов развития, так как побуждает людей думать о том, как пробудить в себе дремлющие силы, превращать мысли в дела; это стадия, через которую должны пройти все. Но все же это окольный путь к Истине — запутанный, беспорядочный и болезненный, в то время как беспристрастность — это прямая дорога. Человек с предубеждениями видит лишь часть истины и считает, что это — целое, а беспристрастный мыслитель видит всю правду, включая все ее стороны. Необходимо, чтобы мы сначала увидели истину по частям, а затем, собрав все эти части, составили их в единое целое и сформировали совершенный круг. Это и есть обретение беспристрастности.

 Беспристрастный человек изучает, взвешивает и рассматривает все, не отдавая ничему предпочтение и отбросив свое личное мнение. Его единственное желание— найти истину. Он предоставляет возможность фактам и свидетельствам говорить самим за себя и не делает для себя никаких исключений, потому что знает, что правда — одна, и его личное мнение ничего не изменит; и только исследовав факты, можно выявить суть. Благодаря этому он может избежать лишнего расхода энергии и нервов в отличие от тех, кто горячится, отстаивая свою точку зрения. К тому же благоразумный человек смотрит прямо в лицо реальности, поэтому он спокоен и хладнокровен.

Человек, свободный от каких-либо предубеждений, встречается так редко, что, несомненно, рано или поздно будет оценен по достоинству и сможет занять высокое положение в обществе и сам управлять своей судьбой. Причем не обязательно это будет высокое официальное положение (такое маловероятно), но это может быть особое положение, если смотреть с позиции влияния, оказываемого на людей. Такой человек, возможно, и сейчас находится среди нас; он может быть плотником, ткачом, клерком; он может быть бедняком или выходцем из семьи миллионеров; может быть низкорослым или высоким, худым или толстым — в любом случае, кем бы он ни был и где бы ни находился, даже будучи неизвестным, этот человек уже начал оказывать влияние на окружающий мир и в один прекрасный день будет признан всеми как некая новая сила и созидательный центр развития человечества.

 Один такой человек жил примерно девятнадцать веков назад. Он был бедным, неграмотным плотником, родственники считали его сумасбродом; и его постиг — как считали соотечественники — позорный конец. Но при этом он посеял в разумах людей семена, которые взошли и оказали огромное влияние на многие народы, что со временем изменило весь мир.

 Был и другой человек — в Индии, приблизительно 25 веков назад. Он был сыном предпринимателя и землевладельца; получил прекрасное образование. Но он от всего отказался и стал нищим, бродячим аскетом. И теперь треть рода человеческого поклоняются ему, посещая его гробницу. Он оказал огромное влияние на людей, поднял их на новый уровень мышления и научил обуздывать пагубные страсти.

«Берегитесь, когда великий Бог дает волю мыслителю на этой планете», — говорит Эмерсон. Но человек не является мыслителем, если ограничен своими предубеждениями, — он просто узколобый сторонник какой-то одной точки зрения. Каждая идея, проходя через узкие врата его личных предубеждений, окрашивается в соответствующий цвет, так что хладнокровное мышление и беспристрастное суждение становятся для него совершенно невозможными. Он смотрит на все с позиции, согласуется это или нет с его собственным взглядом, в то время как настоящий мыслитель видит все вещи такими, какие они есть. Человек, который очистил свой разум от предвзятости и упрямства эгоиста и может открыто смотреть в лицо реальности, обретает высшую силу; и эта сила останется с ним навсегда, независимо от того, осознает он это или нет. Она будет неотделима от его жизни и станет распространяться вокруг подобно тому, как цветок источает аромат. Она будет проявляться в его словах, делах, осанке, движении его мысли, даже в его молчании и непоколебимом спокойствии. И всюду, куда бы он ни направил свои стопы — пусть даже в пустыню, — он не убежит от своего высокого предназначения, потому что великий мыслитель всегда находится в центре мира. Благодаря ему люди удерживаются на своих орбитах.

 Подлинный мыслитель всегда выше водоворота страстей, который затягивает человечество. Его не сбивают с пути личные соображения, потому что он уже осознал важность вечных непреходящих принципов и не принимает участия в битве эгоистических желаний. У него есть преимущество — беспристрастность. Он беспристрастно (но отнюдь не равнодушно) смотрит на мир, вникая в глубинные причины и смысл происходящего.

Не только великие наставники, но и величайшие писатели и поэты также были людьми, свободными от предрассудков. Подобно чистому зеркалу, они беспристрастно отражали мир таким, каков он есть. К ним относятся: Уитмен, Шекспир, Бальзак, Эмерсон, Гомер. Их разум не сосредоточивался на чем-то узком — он охватывал всю Вселенную, благодаря чему созданные ими произведения вмещают в себя все сущее, все вещи, все миры и законы. Они, как боги, идут впереди толпы, направляя ее, и в конце концов приведут в безмятежную страну, куда не доходит лихорадка человеческих страстей.

Подлинный мыслитель — это величайший из людей с самой необычайной судьбой. Беспристрастный разум несет на себе отпечаток Божественного происхождения и наслаждается ярким светом реальности. Вот четыре составляющих беспристрастности:

1. Справедливость.

2. Терпимость.

3. Спокойствие.

4. Мудрость.

 Справедливость — это когда отдают столько же, сколько получают. То, что называется «провернуть сделку», на самом деле не что иное, как разновидность воровства. Это значит, что покупатель платит полную цену, а получает взамен лишь часть заплаченных денег, в то время как остальная часть присваивается продавцом в качестве чистой прибыли.

 Справедливый же человек не старается получить от продажи выгоду лично для себя. Он учитывает подлинную ценность товара, и это является основанием для его сделки. Он не ставит вопроса «Какую прибыль это принесет?» впереди вопроса «Сколько это действительно стоит?», потому что понимает, что товар, проданный в соответствии с его стоимостью, в конечном счете лучше всего покупается. Справедливый человек не старается получить выгоду в убыток другому человеку, так как знает, что действительно выгодными можно назвать только те сделки, которые одинаково выгодны для обеих сторон. Если кто-то придерживается принципа «один потерял — другой приобрел», то следует иметь в виду, что со временем равновесие обязательно восстановится, и тот, кто сейчас выиграл, завтра может проиграть. Несправедливая прибыль не может вести к процветанию, а вот к неудаче приведет непременно. Справедливый человек не мог бы принять доход, полученный нечестным путем в результате проворачивания так называемой «выгодной  сделки»; как не мог бы запустить руку в чужой карман в прямом смысле этого слова. Первое для него так же неприемлемо, как и второе.

 Желание обвести вокруг пальца партнера по бизнесу не имеет никакого отношения к настоящему бизнесу. Скорее это можно назвать потаканием своим эгоистическим наклонностям или воровством. Честный человек строит свой бизнес на гораздо более прочном фундаменте — справедливости. Он поставляет качественную продукцию по справедливой цене и никогда не отступает от этого правила. Он не станет марать руки, начиная бизнес с мошенничества. Его товары имеют знак качества, и он хочет получить за них соответствующую цену.

 Покупатели, которые пытаются сбить цену, яростно торгуясь с продавцами, унижают себя. Они привыкли считать, что в торговле всегда бывает так: либо торговец нечестен и запрашивает чрезмерную цену, чтобы выиграть на этом (то есть позиция, основанная на подозрительности); либо они должны добиться, чтобы продавец отказался от своей прибыли (позиция ничуть не лучше первой), и выиграть самим ему в убыток.

Практика «сбивания цен» относится к категории бесчестных дел, и те люди, которые так поступают, чаще других жалуются на то, что «их опять провели», — и это не удивительно, потому что они всего лишь получают то, что постоянно пытаются проделать по отношению к другим.

С другой стороны, торговец, который старается содрать со своих покупателей все, что только возможно, невзирая на то, соответствует ли это реальной ценности товара, ничем не отличается от грабителя и сам отталкивает собственный успех. В конечном счете его ловкачество обернется против него и приведет к финансовому краху.

На днях мне довелось разговаривать с человеком, уже достигшим пятидесятилетнего возраста. «Я только сейчас понял, что на протяжении всей жизни платил за все на 50 % больше, чем стоило бы», — сказал он. Справедливый человек никогда не будет считать, что он когда-либо за что-то платил слишком много, потому что он не заключает сделок, которые считает нечестными. Но, если человек старается получать все за полцены, тогда он будет жаловаться, что ему за все приходится платить вдвойне. Справедливый человек рад заплатить за все полную цену, неважно, идет речь о том, чтобы отдавать или получать; его разум всегда будет спокоен, а дни наполнены миром.

 Так давайте же избегать всего низкого и стремиться к справедливости, потому что, если человек несправедлив, он не может быть ни честным, ни щедрым, ни мужественным. Он будет чем-то вроде переодетого вора, который старается схватить как можно больше, а заплатить как можно меньше.

 Таким людям лучше не заниматься торговлей, а если и торговать, то сначала научиться лучшему ведению дел — честному и справедливому, которое обязательно принесет успех и процветание.

 Терпимость — самый яркий драгоценный камень в характере беспристрастного человека. Это не то, что мы называем терпением, с которым выполняется какая-нибудь кропотливая работа, например рукоделие. Это мягкость, тактичность, неизменное расположение ко всем,

везде и всегда, вежливость в сочетании с силой, которую не может поколебать никакое событие или вражда. Да, это встречается редко, так что в течение длительного времени вам может не встретиться такой человек, даже если вы объехали немалую часть света, но могут быть и менее совершенные формы проявления этой добродетели. Даже относительная терпимость может совершать чудеса в жизни любого человека, в то время как укоренившаяся нетерпимость будет приносить обратные результаты. Раздражительный человек может быстро накликать на себя беду, потому что кому захочется вести дела с человеком, который вспыхивает как порох от малейшей искры недовольства или критического замечания в свой адрес! Даже друзья, один за другим, отвернутся от него, поскольку это слишком сложно — поддерживать дружеские отношения с человеком, который в любой момент готов взорваться, осыпать потоком грубостей по самому незначительному поводу.

Каждый человек должен уметь спокойно контролировать свои слова и действия и усвоить важные уроки терпимости, если хочет достичь процветания. Он должен научиться думать о других; стараться делать что-то доброе для них, а не только для себя; стать внимательным, выдержанным и проявлять долготерпение. Он должен научиться тому, как жить в мире и согласии с людьми, которые совсем иначе смотрят на вещи, являющиеся для него самыми важными. Ему следует избегать ссор, как смертельного яда. Они будут постоянно приходить из внешнего мира, но нужно уметь отгораживаться от них; он должен научиться жить в гармонии с собой и окружающим миром — проявляя терпимость.

 Раздоры — распространенное явление. Они ранят наше сердце и смущают разум. А терпимость встречается редко, но она обогащает душу и просветляет разум. Каждый может испытать ярость и раздражение — для этого не требуется никаких усилий, нужно просто расслабиться и позволить себе пойти на поводу у этих чувств. Но для того, чтобы при любых обстоятельствах оставаться спокойным и проявлять терпимость ко всем человеческим недостаткам, нужно обладать таким качеством, которое называется человечностью. Терпимость всегда побеждает. Так же как вода разрушает самые твердые скалы, так и терпимость берет верх над любыми пороками. Она завоевывает сердца людей. Она побеждает и покоряет.

 Спокойствие — спутник терпимости. Это замечательное качество. Оно подобно тихой гавани для освободившейся души, которой пришлось долго блуждать по бурному океану страстей. Этим качеством обладают люди, которые много перенесли, страдали, многое испытали и в конце концов вернулись победителями с жизненного поля битвы.

Человек не может стать беспристрастным, если в кем нот внутреннего спокойствия. Волнения, переживания и предубеждения возникают из-за разгула страстей. Когда бывают затронуты личные чувства, эмоции вздымаются огромной волной и затопляют разум, как поток воды, прорвавший плотину Но беспристрастный человек избегает волнений, направляя свои чувства в спокойное русло. Он мыслит не только с позиции своих личных интересов, но в первую очередь с позиции других людей. Он ценит мнение других не меньше, чем свое собственное. Если он считает свою работу важной, то с уважением относится и к работе других. Он не соперничает с людьми, противопоставляя свои достоинства их недостаткам. Но в то же время и не принижает себя в чужих глазах, а всегда сохраняет чувство собственного достоинства. Чувство правды в нем сильнее эгоистических побуждений, и он способен видеть вещи в их истинном свете. Он поборол в себе раздражительность и пришел к пониманию, что нет ничего такого, что способно вызывать раздражение. Так же как нельзя злиться на ромашку за то, что она не роза, не стоит и сердиться на любого человека за то, что он не разделяет вашего взгляда на вещи. У каждого свой разум, и спокойный, здравомыслящий человек признает этот факт как особенность человеческой природы.

 Спокойный, беспристрастный человек — это не только самый счастливый, но и самый сильный человек, так как может держать под контролем все свои эмоции. Он уверен в себе, осмотрителен, легко и быстро выполняет любую работу, не производя никакого шума, в то время как раздражительный человек делает работу медленно и с большими усилиями. Разум первого ясен, уравновешен, сосредоточен и в любой момент может быть направлен на решение поставленной задачи. Спокойный разум контролирует страсти, улаживает все конфликты, примиряет противоречия, и их место занимают радость и умиротворение. Как говорит Эмерсон, «спокойствие — это неизменная радость, ставшая привычкой».

Не нужно путать спокойствие с равнодушием, потому что первое и второе абсолютно противоположны по своей сути. Равнодушие — это безжизненность, в то время как в спокойствии скрыта полнота жизни и могучая сила. Спокойный человек — это тот, кто частично или полностью одержал победу над собой, справился с собственным эгоизмом и поэтому знает, как успешно справиться с этим в других. В любом столкновении моральных аспектов спокойный человек выходит победителем. Пока он сохраняет спокойствие, его нельзя одолеть.

 Самообладание дороже любых богатств, а спокойствие — это непреходящее благословение.

 Мудрость дается человеку беспристрастному. Она направляет его действия и ведет его к счастью.

 Мудрость многогранна. Мудрый человек умеет приспособиться к окружающим. Он старается делать им добро, но так, чтобы это ни в коем случае не нарушало принципов морали. Глупый человек не может должным образом приспособиться к окружающим; он действует только себе во благо и постоянно нарушает моральные заповеди и нормы достойного поведения. В каждом поступке, продиктованном беспристрастностью, есть определенная доля мудрости, и как только человек поймет это, он будет снова и снова проходить этот путь, пока не достигнет совершенства.

 Каждая мысль, слово или действие, продиктованное мудростью, оказывает определенное влияние на весь мир, потому что содержит в себе семена величия. Мудрость — кладезь знания и источник силы. Это глубокий водоем, из которого люди черпают проницательность и понимание. Кроме того, мудрость обладает такой точностью, что охватывает самые мельчайшие детали. В своем вселенском величии она не пренебрегает даже самым малым. Мудрый разум подобен миру, в котором все находится на своих местах и в должном порядке, — и поэтому он ничем не отягощен. Он полностью свободен и не знает никаких ограничений. В то же время он никогда не ошибается, не грешит и не кается. Мудрость невозмутима, она является проявлением зрелого возраста, в то время как глупость шумлива, как новорожденный младенец. Мудрость уже переросла слабость и несамостоятельность, ошибки и наказания, которые свойственны невежеству, и обрела равновесие, силу и безмятежность.

Разум, обладающий мудростью, не нуждается в поддержке со стороны. Он опирается на прочный фундамент знаний — не книжных, а приобретенных с опытом. Он познал внутренний мир многих людей, заглянул в их сердца и знает, как они себя ведут в радости и в горе.

 Когда мудрость осеняет человека, он пробуждается и преображается. Он становится новым человеком, с новыми целями и новыми силами, и живет уже в новой вселенной, выполняя там свое великое предназначение.

 Таков столп беспристрастности, который придает Храму Процветания нерушимую прочность и небесную красоту.