Бережливость

ГОВОРЯТ, что природа не терпит пустоты. Она также не терпит неразумной расточительности. С/ Природа в своей Божественной бережливости все сохраняет и все направляет на благо. Даже человеческие выделения проходят процесс химических преобразований и затем используются для создания новых форм жизни. Природа разрушает все грязное — причем не уничтожает это, а подвергает процессу переработки, очищает и превращает во что-то полезное.

Эта свойственная природе бережливость является универсальным принципом, также имеющим отношение и к этическим составляющим поведения человека. Бережливость можно считать положительным качеством; она способствует сохранению энергии человека и таким образом дает ему возможность трудиться в гармоническом взаимодействии с окружающей средой и со всем мирозданием.

Бережливость в финансовом отношении, в смысле бережливого отношения к деньгам, — один из аспектов этого общего принципа или скорее материальное выражение той подлинной бережливости, которая относится к сфере мысли и ее духовной трансформации. Тот, кто бережливо ведет свои финансовые дела, накапливает, монетка за монеткой, медяки, чтобы обменять их на серебро, а серебро — на золото, золото — на ценные бумаги, а ценные бумаги переводит в цифры на своем счете в банке, преобразуя эти денежные единицы в более удобные и широко используемые формы, получает выгоду за счет правильного ведения своих дел с финансовой точки зрения. Тот же, кто бережливо ведет свои дела с духовной точки зрения, преобразует неразумные страсти в ясные мысли, ясные мысли — в твердые принципы, твердые принципы — в мудрые решения и действует в соответствии с этими решениями, достигает огромных результатов. Все эти преобразования оказывают воздействие на характер человека, способствуя его совершенствованию, и помогают правильно управлять жизнью.

Проявлять разумную бережливость — значит знать меру во всем — как в духовных аспектах, так и в материальных; уметь избегать всего ненужного, но в то же время не скупиться на необходимое. Когда что-то растрачивается впустую — неважно, деньги или энергия разума, — это лишь отнимает силы.

Но, с другой стороны, если человек только накапливает и не хочет ничего тратить, это тоже отнимает силы. Чтобы сохранить силу — независимо от того, идет речь о деньгах или о напряжении разума, — необходимо сконцентрировать ее на чем-то определенном, а затем правильно использовать. Накопление денег или энергии — это всего лишь средство; конечная цель — умение их использовать.

Бережливость в широком понимании сводится к поиску золотой середины относительно следующих семи пунктов: денег, пищи, одежды, отдыха, сна, времени и энергии.

Деньги — это символ обмена, они представляют покупательную способность. Тот, кто хочет приобрести богатство в финансовом отношении, — как и тот, кто хочет избавиться от долгов, — должен научиться рассчитывать свои расходы в соответствии с доходами так, чтобы сохранялся какой-то избыток от постоянно увеличивающегося оборотного капитала, или иметь какой-то небольшой запас на случай непредвиденных обстоятельств. Деньги, растраченные необдуманно (на бесполезные удовольствия или вредные излишества), это потерянные деньги и загубленная напрасно сила. Потому что, хотя власть денег имеет ограниченный и второстепенный характер, они дают нам возможность делать необходимые покупки и совершать добродетельные дела, что дает нам силу для того, чтобы не утонуть в море бесконечных мелких проблем повседневной жизни. Расточитель никогда не сможет разбогатеть, но даже если богатства и попадут ему в руки, он скоро их потеряет. С другой стороны, скупца со всем его накопленным золотом нельзя назвать богатым, потому что даже в нужде он не тронет свое богатство, лишая деньги их покупательной способности. Бережливые же и благоразумные люди будут богатеть, потому что знают, как мудро потратить деньги, и тем самым сохраняют их и приумножают, постепенно расширяя диапазон их применения.

Бедный человек, который хочет стать богатым, должен начинать с нуля, и на начальном этапе ему не следует ни желать, ни стараться казаться богатым, пытаясь сделать что-то такое, что выходило бы за рамки его средств. «Внизу» всегда есть масса возможностей и сфер деятельности, и это здорово, потому что можно делать все что угодно, ничего не опасаясь, так как падать ниже некуда, зато безграничны возможности, чтобы двигаться вверх. Многие начинающие бизнесмены сразу же поддаются искушению — хвастовству и показухе, так как по глупости считают, что это необходимо для успеха. Но этим никого не обманешь, кроме самих себя, и их дело вскоре терпит крах.

Начиная любую деятельность, следует быть скромным. Это обеспечит вам больший успех, чем могла бы принести самая шумная реклама. Чем меньше капитал, тем более скромной должна быть сфера его применения. Это все равно что рука и перчатка — одно должно в точности соответствовать другому. Сосредоточивайте свой капитал внутри круга, который он может охватить, но постепенно расширяйте этот круг, по мере того как будет нарастать и накапливаться ваша сила.

Прежде всего, следите за тем, чтобы избегать двух крайностей — скупости и расточительства.

Пища — это жизнь, именно она дает нам физические и духовные силы. Как и во всем прочем, в еде и питье следует придерживаться разумной умеренности. Человек, который хочет достичь процветания, должен хорошо питаться, но отнюдь не объедаться. Тот же, кто морит свое тело голодом, — из скупости или из-за приверженности аскетизму (и то, и другое — неправильное проявление бережливости), — тем самым способствует снижению уровня своей умственной энергии и ослаблению физических сил. А ведь разум и тело — это инструменты, с помощью которых мы достигаем успеха. Такая болезненная озабоченность может привести только к неудаче. Обжора тоже разрушает себя — но только вследствие избытка питания. Его отвратительное жирное тело превращается в хранилище всевозможных ядов, которые вызывают болезни и разные физические нарушения, а разум становится все более притуплённым и затуманенным, следовательно, ни к чему не способным. Обжорство — один из самых низких пороков, который противен тем, кто следует принципам умеренности.

Наиболее работоспособные и преуспевающие люди — это те, которые придерживаются принципа умеренности в еде и питье. Употребляя достаточное, но не слишком большое количество пищи, они достигают идеальной формы как в умственном, так и в физическом отношении. Во всем зная меру, они способны со всей энергией броситься в самую гущу жизненных битв.

Одежда — это защита для нашего тела, хотя часто бывает так, что мы забываем о ее практическом назначении, и тогда она становится средством демонстрации нашего тщеславия. В одежде нужно избегать двух крайностей: небрежности и щегольства. Мы не можем пренебрегать требованиями, которые накладывают на нас обычаи и традиции. Существуют также определенные требования относительно чистоты. Плохо одетый, неопрятный мужчина (или женщина) одним уже своим видом притягивает к себе неудачи и одиночество. Одежда человека должна соответствовать его общественному положению и быть качественной, хорошо и по мерке сшитой. Она не должна бросаться в глаза своей «хрустящей» новизной — должна выглядеть чуть-чуть поношенной. Если человек беден, то его чувство собственного достоинства ничуть не пострадает и он не потеряет уважения в глазах других людей, если будет носить поношенную, но опрятную одежду, что в целом оставляет приятное впечатление. Но тщеславие, выражающееся в чрезмерной роскоши в одежде, является недостатком, которого добродетельным людям нужно стараться избегать. Я знал одну даму, у которой в шкафу висело сорок платьев; а также мужчину, у которого было 20 тросточек, столько же шляп и несколько дюжин плащей. Был еще один, который имел 20 или 30 пар ботинок. Богачи, которые тратят деньги на горы лишней одежды, вполне могут из-за этого разориться; все это ненужные расходы, а ненужные расходы ведут к бедности. Деньги, столь необдуманно потраченные, могли бы быть употреблены с гораздо большей пользой — на голодающих детей и дела милосердия.

Бесконечные демонстрации модной одежды и драгоценностей свидетельствуют о вульгарности и душевной пустоте. Скромные и высококультурные люди всегда одеваются неброско и незатейливо, соответственно своему положению, а деньги используют для дальнейшего повышения своего культурного уровня и развития тех или иных достойных качеств. Для них образование и движение вперед имеют большее значение, чем роскошная одежда. Они предпочитают литературу, науку и искусство. Истинная утонченность заключается в мыслях и поведении человека, украшениями которого являются достоинство и интеллигентность, а показная демонстрация своей внешности не может сделать его более привлекательным (разве что вызовет обратное чувство). Время, потраченное на бесполезное украшательство тела, можно было бы использовать гораздо более плодотворно. В одежде, как и во всем другом, простое является наилучшим. Все должно соответствовать своему назначению, быть комфортным и внешне привлекательным — вот в чем проявляется хороший вкус и высокая культура.

Отдых — одна из важнейших жизненных потребностей. У каждого человека должна быть определенная работа, как главная цель в жизни, которой должно быть уделено значительное количество времени. Но человек должен иметь возможность в какие-то моменты отрываться от работы и отводить небольшое время на отдых, развлечения и сон. Отдых необходим для повышения уровня жизненной энергии как тела, так и разума, чтобы набраться сил для следующего периода своей деятельности. Следовательно, отдых — средство, а не цель. Это нужно всегда помнить, потому что для многих людей определенные виды отдыха — невинные и хорошие сами по себе — кажутся настолько привлекательными, что они начинают считать удовольствия конечной целью жизни. И случается, что иные начинают предпочитать удовольствия выполнению своего назначения на земле.

Превратить жизнь в беспрерывную череду игр и развлечений, не имея другой, более высокой цели, значит обречь себя на бессмысленное прозябание. Люди, которые так поступают, становятся самыми несчастными из смертных и страдают от апатии, раздражительности и внутренней опустошенности. Точно так же как приправы, когда их добавляют в блюда в небольших количествах, помогают пищеварению, но могут вызвать несварение желудка, если употреблять их в качестве пищи, так и отдых хорош только как приятное разнообразие между периодами труда, но если он становится целью жизни, то это ведет к нищете. Когда дневная работа выполнена, человек может с легким сердцем перейти к отдыху, вот тогда и работа, и отдых, и удовольствия пойдут ему на пользу.

Бережливость относительно времени состоит не в том, чтобы посвящать все свое время работе или отдыху, а в том, чтобы правильно распределять его между ними, сообразуясь с имеющимися возможностями, так, чтобы вся жизнь представляла собой чередование того и другого, что очень важно для долгой и плодотворной жизни.

Любое переключение с одного вида деятельности на другой также можно рассматривать как отдых. Работник, который занимается умственным трудом, извлечет пользу как с точки зрения качества, так и с точки зрения объема выполненной работы, если отрешится от всех мыслей на время, предназначенное для отдыха, займется физическими упражнениями. А рабочий, занятый физическим трудом, может хорошо отдохнуть, периодически переключаясь на изучение тех или иных технических вопросов, — в качестве хобби или с целью намеренного повышения своего образовательного уровня.

Точно так же как мы не тратим все свое время на еду, сон или пассивный отдых, мы не должны делать этого и в отношении физических упражнений или удовольствий, а выделить на это несколько минут в течение дня в качестве естественного тонизирующего средства в общей системе нашего привычного уклада жизни.

Сон необходим для восстановления организма после тяжелого труда. Каждый уважающий себя человек должен ежедневно выполнять определенный объем работы, чтобы потом вкусить приятный сон, а утром встать свежим и полным сил.

На сон нужно отводить достаточно времени, но не слишком много. Давать себе поблажку в этом отношении, так же как и урезать время сна, одинаково вредно. Это совсем нетрудно — выяснить, сколько вам требуется времени на сон. Рано ложась и рано вставая (то есть вставая каждое утро немножко раньше, если есть привычка поваляться в постели), можно вскоре точно узнать, сколько часов вам необходимо для полного восстановления сил. Вы заметите, что, если сократить продолжительность сна, он станет более глубоким и приятным, а пробуждение — более легким и радостным. Люди, которые хотят добиться успеха в своей сфере деятельности, не должны потворствовать себе в отношении сна. Плодотворный труд, а не покой — вот истинная цель жизни; и покой нужен лишь в той мере, в какой он может содействовать успеху в работе. Лень и процветание не могут быть ни друзьями, ни соседями. Бездельник никогда не достигнет успеха, неудача — его удел, и он быстро окажется в стане побежденных. Отдых должен способствовать еще более плодотворному труду, а не потворствовать лени.

Когда тело восстановило свои силы и снова наполнилось энергией, цель отдыха достигнута, и пора приступать к работе. Баланс, достигнутый между работой и отдыхом, подарит здоровье, принесет удачу и процветание.

Время — это то, что в равной мере дано каждому из нас. День имеет одинаковую продолжительность для всех людей. Поэтому мы должны позаботиться о том, чтобы не тратить зря драгоценных минут. Тот, кто тратит все свое время, потворствуя слабостям и гоняясь за удовольствиями, в старости обнаруживает, что ничего не добился. А тот, кто ищет возможности толково использовать каждую минуту, будет процветать и к старости обретет мудрость и будет пользоваться заслуженным уважением. Потраченные впустую деньги можно снова заработать; можно даже восстановить подорванное здоровье; но потраченное впустую время возвратить невозможно.

Есть старая поговорка «Время — деньги». Но время это также и здоровье, сила, талант, гений и мудрость — в зависимости от того, как его используют. Поэтому вы должны научиться использовать время должным образом — хватать каждую минуту, потому что, когда она пройдет и станет прошлым, ее уже не вернешь. Вы должны заранее четко распланировать свой день: работа, досуг, принятие пищи, отдых — все должно укладываться в строго отведенное на это время. Не следует забывать и о времени, необходимом для подготовки к предстоящему дню. Чем бы человек ни занимался, он может выполнить свою работу лучше и быстрее, если отведет немножко времени на то, чтобы подготовить к ней свой разум. Человек, который рано встает, чтобы обдумать свои планы на предстоящий день, всегда будет добиваться большего успеха в достижении ближайших целей, чем тот, кто до последнего момента лежит в постели и встает только к завтраку. Час перед завтраком, потраченный на планирование своего дня, может оказаться очень ценным с точки зрения создания условий для последующей плодотворной работы. Это даст вам возможность успокоить разум, прояснить мысли и достичь полной концентрации внимания на предстоящей работе. Ваш успех зависит от того, что вы успели сделать до 8 часов утра. Тот, кто принимается за дело в 6 часов утра, всегда сможет (при прочих равных условиях) сделать больше, чем тот, кто валяется в постели до восьми. Желание поваляться в постели является самым серьезным препятствием в жизненной гонке. Потому что такой человек дарит своим конкурентам, которые встают рано, каждый день два или три часа. Так как он может после этого рассчитывать выиграть, если сам добровольно наложил на себя эту «пошлину»? К концу года эти два или три часа, которые он теряет каждый день, проявятся в виде весьма плачевных результатов, представляющих собой ряд незначительных достижений, накапливаемых со дня на день. Что тогда можно сказать о разнице между приложенными усилиями этих двух людей, если подсчитать их, например, за 20 лет! Лежебока, конечно, после того, как встанет, тут же начинает спешить, пытаясь восполнить потерянное время, — но это приводит лишь к еще большей потере времени, потому что спешка никогда не доводит до добра. Тому, кто встает на заре и таким образом экономит свое время, нет необходимости спешить, потому что у него в запасе всегда есть время, и его работа всегда спорится. Он может позволить себе сохранять спокойствие, не спешить и обдумывать все наперед. Какова бы ни была его работа, он делает ее старательно и качественно, потому что у него есть хорошая привычка: заранее ставить перед собой задачи на предстоящий день и продумывать, как можно добиться наилучших результатов.

В жизни любого человека есть много такого, от чего ему стоило бы отказаться ради экономии времени. Чтобы достичь главной цели в жизни, стоило бы даже пожертвовать каким-нибудь любимым занятием. Умение выделять то, что не является жизненно необходимым, — очень важная составляющая пути к великим достижениям. Все великие люди придерживались этого правила. Его тоже можно считать одной из форм бережливости. Эта форма бережливости касается разума, действий, разговоров и устраняет из этих составляющих успеха все лишнее, все, что является помехой на пути к поставленной цели. Глупцы и неудачники ведут бесцельные, пустые разговоры, и таковы же их действия. Они позволяют любой информации — полезной, бесполезной или просто бессмысленной — забивать их разум, засоряя его. Разум же по-настоящему бережливого человека похож на сито, через которое просеивается все лишнее, и остается только то, что может понадобиться человеку для достижения его целей. Он говорит только о том, что для него важно, и делает только то, что ему необходимо, благодаря чему сводит до минимума расход своих сил и энергии.

Так что вовремя ложиться спать и вовремя вставать, не тратя попусту ни минуты времени, — это и есть подлинная бережливость применительно ко времени.

Энергия сберегается тогда, когда у человека сформировались хорошие привычки. Всякое потворство порочным наклонностям можно считать бессмысленным расходом энергии. Тот значительный объем энергии, который часто оказывается растраченным на вредные привычки, человек мог бы использовать на достижение успеха, если бы позаботился о ее сохранении и использовал в правильном направлении. Если бы люди практиковали бережливость во всех шести рассмотренных выше аспектах, то это позволило бы им сберечь очень много энергии. Человек должен двигаться вперед и поэтому бережно относиться к своим жизненным силам, отказываясь от своих порочных наклонностей, под которыми подразумеваются не только вредные привычки физического характера, но также и ментальные: спешка, волнение, уныние, гнев, нытье, зависть. Они истощают разум и делают его непригодным к любой важной работе. Это часто встречающаяся форма умственного разложения, которое человек должен уметь выявить и преодолеть. Энергия, растраченная на гнев, израсходована впустую. Гнев делает сильного человека слабым, потому что рассеивает его умственную энергию. Чтобы проявить силу, необходимо самообладание. Человек, сохраняющий спокойствие, всегда будет имеет преимущество перед тем, кто гневается, и всегда выигрывает. Нельзя позволять себе рассеивать собственную энергию, поддаваясь дурным привычкам и негативным мыслям. Каждый порок, каким бы незначительным он ни казался, возвратится к нам в виде какой-нибудь проблемы или недостатка и может сыграть роковую роль в великой жизненной битве. Каждое потворствование своим низким наклонностям будет все больше затруднять движение вперед и может помешать вам подняться на вершину своей мечты. И наоборот, тому, кто умеет экономить энергию и направлять ее на достижение главных целей своей жизни, ничто не сможет помешать добиться блестящего успеха.

Следует заметить, что бережливость — гораздо более широкое понятие, чем просто умение экономить, и оно не ограничивается сбережением денег. Бережливость затрагивает каждый аспект нашего характера и каждую фазу нашей жизни. Старую поговорку «Позаботься о копейке, а рубли сами позаботятся о себе» можно считать афоризмом, относящимся и к нашим чувствам. Его следует понимать так: низменные страсти, свойственные людям, не являются плохими сами по себе, но когда они становятся причиной пустого растрачивания энергии — тогда это плохо. К энергии, порождаемой страстями, следует относиться бережно, контролировать ее и сохранять, стараясь преобразовывать в энергию, которая укрепляет характер. Расходовать энергию впустую, потакая вредным привычкам, — все равно что безостановочно тратить копейки и в результате терять рубли. Но если направить эту энергию в конструктивное русло и сберегать «копейки на страстишках», то благодаря этому можно скопить «немалые рубли». Поэтому вышеприведенный афоризм можно толковать так: позаботьтесь о своих низменных страстях, а высокие достижения сами позаботятся о себе.

Прочно возведенный столп бережливости, как вы можете заметить, основывается на четырех качествах:

1. Умеренность.

2. Эффективность.

3. Изобретательность.

4. Самобытность.

Умеренность — это стержень бережливости. Соблюдать умеренность значит избегать крайностей, придерживаясь во всем золотой середины, а также воздерживаться от всего вредного и ненужного. Но ни о какой умеренности не может быть и речи там, где присутствует зло, потому что зло — это излишество. Подлинная умеренность полностью отрицает зло. Разве это умеренность — совать руки в огонь, вместо того чтобы просто греть их, держа на безопасном расстоянии от пламени. Зло — это огонь, который сжигает человека изнутри, даже когда он к нему не прикасается. Лучше отказаться от излишеств и пагубной роскоши. Курение, нюхательный табак, алкоголь, игра в карты и другие широко распространенные пороки довели тысячи людей до болезней, нищеты и бедствий, но еще не было ни одного случая, чтобы они принесли кому-нибудь здоровье, счастье и успех. Тот, кто держится от них подальше, всегда будет иметь преимущество перед тем, кто им потакает. Здоровые, счастливые люди долго живут, потому что всегда придерживаются принципа умеренности и воздерживаются от вредных привычек.

Благодаря умеренности они дольше сохраняют жизненные силы, в то время как всякого рода излишества их отнимают. Точно так же и люди, которые придерживаются принципа умеренности в мыслях и держат в узде свои чувства и страсти, не впадая в крайности и избегая негативных эмоций, прибавляют к счастью и здоровью знания и мудрость — и таким образом достигают процветания и обретают силу. Тот, кто не придерживается принципа умеренности, сам себя разрушает, лишая себя энергии и превращая в ничто свои способности. В результате такой человек вместо прочного успеха в лучшем случае достигает лишь случайного и непродолжительного благополучия.

Эффективность появляется вследствие правильного сохранения сил и энергии. Все, что для этого нужно, — умение сконцентрировать энергию. Человек, обладающий таким умением, — мы называем это талантом или гением, — отличается от других более высокой степенью концентрации энергии. Обычно люди хорошо делают то, что им по душе, потому что их разум постоянно сосредоточен на этом деле. А навыки — это результат ментальной бережливости, которая позволяет преобразовать мысль в изобретение, действие, поступки. Нельзя достичь процветания, если вы не владеете навыками выполнения определенной работы в своей сфере деятельности, ведь уровень процветания напрямую зависит от уровня этих навыков. В процессе естественного отбора неэффективное отпадает— тому, кто имеет хорошую работу, но работает плохо, придется уйти и занять место среди тех, кто трудится за гроши, или среди безработных. Потому что станет ли кто-нибудь нанимать человека, который не может или не хочет качественно выполнять свою работу? Работодатель может иногда держать такого человека из чувства милосердия, но подобное случается крайне редко, потому что коммерческие, государственные учреждения и даже сфера домашнего хозяйства не являются благотворительными заведениями; это производственные организации, существование которых зависит от эффективности работы их сотрудников. Навыки появляются в результате глубоких размышлений и внимательного наблюдения. Людей, которые не умеют ставить перед собой цель, у которых рассеянное внимание, обычно не нанимают на работу; место бездельника — подпирать стену на углу улицы. Такие люди не могут должным образом делать самые простые вещи, потому что не хотят пробудить свой разум, начать мыслить и развивать внимательность. Недавно один мой знакомый нанял какого-то бродягу помыть окна, но этот человек, как оказалось, так долго «воздерживался» от какого-либо физического труда и мыслительных процессов, что стал не способен ни к тому, ни к другому и не смог выполнить этой простой работы. Даже когда ему показали, как это делается, он не сумел повторить увиденное, следуя самым элементарным указаниям. Этот случай подтверждает, что выполнение самой простой задачи требует определенного навыка.

Эффективность работы в значительной степени определяет место человека в окружающей его среде и шаг за шагом, по мере развития его навыков приводит к более высокому социальному положению. Хороший работник владеет навыком работы со своими инструментами, а хороший человек владеет навыком работы со своими мыслями. Мудрость — это высшая форма навыка. Наличие склонности к чему-либо — это уже задаток мудрости. Даже для самого незначительного дела есть один правильный способ его выполнения и тысяча — неправильных. Плохой работник в замешательстве хватается то за один, то за другой способ из тысячи неправильных и не прибегает к правильному, даже когда ему укажут на него. Иногда он поступает так, потому что по причине своего невежества считает, что знает лучше, как правильно делать, и ставит себя в такое положение, когда невозможно чему-либо научиться, даже если речь идет о том, как помыть окно или подмести пол. Невнимательность и, как следствие, неэффективность работы свойственна очень многим. В мире сколько угодно рабочих мест для людей внимательных и умеющих работать эффективно. Тот, кто занимается наймом работников, не раз сталкивался с тем, что найти людей, хорошо знающих свое дело, очень трудно.

Человек, умеющий хорошо работать, — неважно, с инструментами или с собственным разумом, с помощью слов или мыслей, — всегда найдет подходящее место для применения своего навыка.

Изобретательность — следствие эффективности. Это важная составляющая процветания, потому что находчивый человек нигде не пропадет. Его может постигнуть множество неудач, но он всегда найдет выход из трудных ситуаций и тут же снова встанет на ноги. Изобретательность играет решающую роль в процессе сохранения энергии. Это энергия в преобразованном виде. Если человек способен побороть свои ментальные или телесные пороки, которые могли бы распылить его энергию, — разве это не форма сохранения энергии? Энергию нельзя разрушить или потерять. Она просто переходит из непродуктивной формы в продуктивную. Также она может проявляться в виде плодотворных мыслей. Добродетельный человек всегда больше преуспевает в своих делах, чем человек порочный, правильно использует имеющиеся у него ресурсы. Его разум наполнен жизнью и энергией благодаря тому, что он не тратит свою энергию впустую. Ту энергию, которую порочный человек растрачивает на потакание своим слабостям, добродетельный плодотворно использует на пользу дела. Новая жизнь и новый мир со всеми его радостями и благотворными стремлениями открывается перед тем, кто отвернулся от старого мира животных пороков и страстей. Такой человек никогда не будет страдать от недостатка энергии, она начнет бить в нем ключом. Бесплодное семя погибает в земле, поскольку в природе все подчиняется закону плодотворной бережливости. Бесплодный разум оказывается побежденным в жизненной борьбе.

Человеческое общество создано для реализации добра, и в нем нет места людским порокам и слабостям. Но это не значит, что бесплодный разум должен быть навсегда вычеркнут из общества. В любой момент он может стать плодотворным и найти себе достойное место в жизни. В самой природе человеческого существования в соответствии с вечным законом прогресса порочный человек должен пасть, но он может снова подняться. Он должен победить свой порок и обратиться к добродетели, восстановить самоуважение и занять достойное положение в обществе, опираясь на те ресурсы, которые в нем есть.

Изобретательные люди что-то создают, открывают новые возможности, проявляют инициативу. Они не могут потерпеть неудачу, потому что идут в ногу с прогрессом. Они всегда полны новых планов, идей, новых надежд, и благодаря этому их жизнь становится более полной. У них гибкий разум. Когда человек не может развить свой бизнес, качественно выполнять свою работу, усовершенствовать свои методы, он выпадает из общего потока прогресса и начинает терпеть неудачи. Его разум становится закостенелым и инертным, теряет гибкость — подобно тому, как это происходит в старости с человеческим телом, — и он уже не в состоянии угнаться за новыми идеями и планами людей с изобретательным разумом. Изобретательный разум подобен реке, которая никогда не пересыхает и дает людям живительную прохладу и прилив энергии в периоды жары и засухи. Такие люди всегда полны новых идей, а те, у кого есть в запасе новые идеи, всегда процветают там, где другие погибают.

Оригинальность — это та же изобретательность, но зрелая, доведенная до степени совершенства. Если в человеке есть оригинальность, можно говорить о его гениальности; а гениальные люди — это светочи мира. Какую бы работу ни делал человек, он должен прежде всего опираться на себя, на свои собственные ресурсы. Учась у других, не следует рабски им подражать, нужно привносить в работу что-то свое и таким образом делать ее новой и оригинальной. Оригинальные люди заставляют о себе говорить. Сначала ими могут пренебрегать, но в конечном счете они добиваются признания и становятся образцами для подражания. Как только человек приобретает популярность благодаря оригинальности, он занимает место лидера среди людей в своей сфере знаний или навыков.

Однако оригинальность — это результат длительной работы над развитием собственных способностей; это путь, который совершается шаг за шагом, от одного успеха к другому, — только так можно научиться правильно использовать силу своего разума. Постарайтесь сосредоточиться на своей работе, направьте на это всю свою энергию, и тогда настанет день, когда мир восславит вас как одного из своих выдающихся сыновей. И тот, кто, как Бальзак, после многих лет напряженного труда сможет воскликнуть: «Наконец-то я стал гением!» — обнаружит, к своей радости, что присоединился к сообществу оригинальных умов, богоподобных людей, которые ведут человечество вперед новым, более совершенным путем.

Итак, мы выяснили, на чем держится второй столп. Теперь вы можете со знанием дела применить свою энергию разума.